Учёные предложили лабораторным крысам сложную ролевую игру – прятки. Участниками эксперимента стали шесть молодых особей в возрасте от одного до пяти месяцев. Условия игры и принцип чередования ролей сообразительные зверьки освоили за две недели.
Когда грызунам отводилась роль «поиска», они руководствовались воспоминаниями о предыдущих укрытиях исследователей, издавали характерные звуки и отыгрывали роль до победного конца: не останавливались, пока не находили прячущихся.
Когда была их очередь прятаться, крысы выбирали одно из нескольких возможных мест и молча ждали, когда их найдут. Стоит отметить, что грызуны предпочитали исключительно непрозрачные укрытия.
Примечательно, что крыс не вознаграждали за успехи лакомствами, а поощряли и мотивировали исключительно социальным взаимодействием. Следовательно, грызуны играли с учёными ради удовольствия, а не «работали за еду».
Проведённый эксперимент дал экспертам основание полагать, что прятки – игра «эволюционно старая».
Насколько игровое поведение распространено среди животных и какова его эволюционная функция – до сих пор остаётся дискуссионной темой в научных кругах.